top panel
Теперь вы можете отправлять отчеты с нашего сайта!
Порядок регистрации:
1) Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте.
2) Далее вы вносите данные о своем предприятии.
3) Скачиваете доверенность и заверяете в контролирующем органе.
4) Отправляете нам отчеты онлайн.
5) И наслаждаетесь удобством сервиса.
top panel
Теперь вы можете отправлять отчеты с нашего сайта!
Порядок регистрации:
1) Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте.
2) Далее вы вносите данные о своем предприятии.
3) Скачиваете доверенность и заверяете в налоговой.
4) Отправляете нам отчеты онлайн.
5) И наслаждаетесь удобством сервиса.
Зарегистрироваться

Отчёты онлайн

first second third fourth fifth first second third fourth fifth first second third fourth fifth first second third fourth

Пятигорск, ул. Крайнего 49
office@ooo-doverie.ru
8(8793) 36 36 57
8(928) 906 60 23
обратный звонок

О "недобросовестных налогоплательщиках"

Главная / Полезное / О "недобросовестных налогоплательщиках"

Популярность понятия "недобросовестность контрагента" при доначислении налогов, пени и штрафов налогоплательщику у налоговых органов неукоснительно повышается. В связи с этим у налогоплательщика возникает вопрос: каким образом доказать свою должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента по сделке?

Ситуация осложняется еще и тем, что законодательно критерии недобросовестности налогоплательщика до сих пор не определены, а налоговые органы почти открыто принимают различные методические указания, суть которых сводится к одному: сделать добросовестного налогоплательщика недобросовестным.

Позиция налоговых органов обычно обосновывается тем, что якобы предпринимательская деятельность есть основанная на риске деятельность, поэтому налогоплательщик должен искать себе добросовестных партнеров, в противном случае все негативные последствия (в том числе и налоговые) подобной неосмотрительности должен испытывать именно он. Недобросовестные контрагенты способны доставить компании огромное количество неприятностей, начиная с самых незначительных (например, небольшие отклонения от графика сдачи работ подрядчиком) и заканчивая серьезными проблемами (доначисление налогов в крупных суммах).

В сфере налоговых правоотношений с каждым годом необходимость проверки налогоплательщиком своих контрагентов только увеличивается, поскольку увеличивается количество споров с налоговыми органами, одним из оснований которых является недобросовестность контрагента налогоплательщика.

В абз. 1 п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" сказано, что сам по себе факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вместе с тем, там же указано, что если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, налоговая выгода может быть признана необоснованной.

Следует отметить, что в настоящее время вынесено огромное количество судебных актов, согласно которым наступление неблагоприятных налоговых последствий для налогоплательщика напрямую связано с фактом недобросовестности его контрагентов по сделке.

В зависимости от частоты применения налогоплательщиками можно выделить следующие виды контроля добросовестности контрагентов:

- традиционный контроль - совокупность способов и приемов контроля добросовестности контрагентов, которая чаще всего применяется налогоплательщиками на практике (например, запрос у партнера выписки из ЕГРЮЛ или бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату);

- дополнительный контроль. Данный контроль либо требует от налогоплательщика дополнительных усилий (например, самостоятельный поиск информации о контрагенте на веб-сайтах ФНС и УФНС), либо применяется лишь при определенных условиях (запрос копии лицензии контрагента на осуществление определенного вида деятельности);

- экзотический контроль - совокупность разработанных налогоплательщиком и ранее никем не применяемых либо очень редко применяемых на практике приемов и способов контроля добросовестности контрагента (например, письмо в налоговый орган с просьбой подтвердить либо опровергнуть факт недобросовестности контрагента).

Большинство налогоплательщиков ограничиваются проведением лишь традиционного контроля, пренебрегая другими видами. Мы же советуем для минимизации налоговых рисков налогоплательщику применять все три вида контроля добросовестности своих контрагентов. Компании следует разработать документ, определяющий алгоритм проверки, и закрепить обязанность соответствующих отделов (служб) по исполнению того или иного вида контроля. Обязанности по проведению контроля добросовестности контрагента можно распределить и между различными специалистами компании.

Конечно же, желательно это делать до подписания договора. Необходимо сформировать «доказательственную базу», в связи с чем корректно предложить партнеру представить копии титульных листов налоговых деклараций на последнюю отчетную дату с отметкой налоговой инспекции о ее принятии, копии лицензии со всеми приложениями (если деятельность является лицензируемой), заверенные копии учредительных документов и пр., проверить полномочия лица, подписывающего договор от имени контрагента. Зачастую факт истребования подобных документов помогает налогоплательщику доказать в суде проявление им должной осмотрительности при выборе контрагента.

А для того, чтобы максимально снизить риски привлечения к ответственности за неуплату налогов, отказа в вычете сумм НДС и т.д., связанные с недобросовестностью партнера по сделке, компании необходимо проявить творческий подход к сбору доказательств своей должной осмотрительности в выборе контрагента.

Весомым доказательством проявления налогоплательщиком должной осмотрительности будет являться запрос в налоговый орган с просьбой подтвердить (опровергнуть) факт недобросовестности будущего партнера. В запросе целесообразно расшифровать, какие именно сведения о контрагенте вас интересуют. Например, сдает ли контрагент бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации, уплачивает ли налоги. При этом данный перечень необходимо оставить открытым.

Конечно же,  налоговый орган может отказаться от представления указанной информации, либо проигнорировать ваш запрос. Но для подтверждения факта добросовестности при выборе контрагента главным будет являться не факт представления запрашиваемых документов, а факт их истребования, т.е. проявления вами должной осмотрительности и осторожности. Поэтому просьбу о представлении соответствующих документов целесообразнее представлять либо через канцелярию с обязательной отметкой о принятии на вашем экземпляре запроса, либо направлять письмом с уведомлением о вручении.

На практике довольно распространенными являются случаи, когда контрагент находится не по своему юридическому адресу. Чтобы обезопасить себя от неблагоприятных налоговых последствий, в данном случае необходимо запастись документами, подтверждающими, что контрагент вообще находится хоть по какому-то адресу. В данном случае это может быть рекламная продукция и любые другие источники, в которых указан реальный адрес контрагента. Доказать реальность хозяйственных операций налогоплательщику помогут письма контрагента с подтверждением факта хозяйственной операции, выставления счета-фактуры и его оплаты и др.

В заключение хотелось бы отметить, что в последнее время мнение о том, что организация не несет ответственности за действия своих контрагентов, все меньше находит поддержку у судей. Налоговые органы, обвиняя налогоплательщика в недобросовестности, строят свою позицию на основании ряда взаимосвязанных фактов, которые в совокупности позволяют сделать соответствующий вывод. Поэтому налогоплательщику необходимо так же, в совокупности фактов, обосновать свою позицию о добросовестности, представляя как можно больше аргументов и доказательств.

Факт должной осмотрительности и внимательности при выборе налогоплательщиком контрагента должен иметь под собой прочную доказательственную базу. Это позволит минимизировать налоговые риски и избежать судебных расходов. "Досье" партнера должно подвергаться детальному анализу и тщательной проверке всеми существующими (законными) способами.

Очень важно так организовать свою деятельность, чтобы избежать необоснованных обвинений в недобросовестности, а в случае возникновения конфликта - суметь квалифицировано обосновать свою позицию и защитить свои права.

first second third fourth fifth first second third fourth fifth first second third fourth fifth first second third fourth

© 2019 ООО "Доверие"